ВСМ дали старт

Скоростной поезд «Сапсан»14 марта президент РФ Владимир Путин по видеосвязи дал старт строительству высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Глава государства заявил, что страна созрела в финансовом, экономическом и технологическом плане, чтобы реализовать крупный и важный для экономики России проект. Строительство ВСМ предполагает широкую производственную кооперацию, участие многих трудовых коллективов и инженерных команд. «Будет сделан еще один шаг в укреплении технологического суверенитета страны», – уверен Владимир Путин.

Ожидается, что ВСМ достроят уже к 2027 году. Из Москвы до станции Новая Тверь можно будет доехать за 40 минут, а до Санкт-Петербурга за 2 часа 15 минут. Стоимость строительства оценивают в 1,7 трлн рублей. Ожидается, что 600 млрд рублей выделят из Фонда национального благосостояния, оставшуюся часть суммы добавят частные инвесторы. Протяженность магистрали составит 680 километров, причем 43 километра из них пройдут по территории Москвы. Поезда будут строить на базе мощностей группы «Синара» и «Трансмашхолдинга». Опытный образец появится к 2026 году, а к 2028-му должно быть готово 30 поездов. Их стоимость оценивается в 150 млрд рублей.

Зачем нужна ВСМ?

эскиз поезда для ВСМ Петербург – Москва (предоставлен РЖД)
Запуск дороги позволит вернуть на Октябрьскую железную дорогу движение грузовых поездов. Сейчас грузовое сообщение между Санкт-Петербургом и Москвой осуществляется по северной ветке, идущей через Савелово – Кимры, Максатиху, Калязин и так далее. Поездам приходится проезжать лишние 700 километров. По предварительным расчетам, возвращение грузовых поездов на Октябрьскую железную дорогу к 2030 году увеличит объем перевозимых грузов на 30 млн тонн и достигнет отметки в 74 млн тонн.

При этом пассажиропоток по ВСМ к 2030 году должен достичь 23 млн человек, а к 2060-му вырасти до 36 млн. Максимальная скорость поезда составит 400 км/ч, крейсерская скорость – 360 км/ч. Будет два варианта поезда – 8 и 16 вагонов. Предварительная минимальная цена билета из Москвы в Петербург составит 5000 рублей. Скажем так, звучит не очень реалистично. Но даже если цена будет такой, не у всех граждан найдутся средства часто кататься по новой ВСМ.

Предполагается, что на маршруте поезд будет делать четыре остановки в Тверской области – Твери, Торжокском районе, Вышневолоцком городском и Бологовском муниципальном округах.

Жизнь в подвешенном состоянии

фото: ОЖД
Но людей сейчас больше волнует другой вопрос: когда начнется выкуп земли для строительства ВСМ? Напомним, что пострадать от прохождения скоростной дороги могут населенные пункты Прудище, Новое Прудище, Дуденево, Курово, Мотавино, Чадово, Даниловское, Лебедево Калининского муниципального округа, а также садоводческие товарищества «Мечта» (Конаковский муниципальный округ) и «Нептун» (Клинский район Московской области) и другие.

Проектирование ВСМ Москва – Санкт-Петербург началось еще в 2019 году. Жители населенных пунктов, по которым хотят проложить трассу, писали в разные инстанции с просьбой внести изменения в проект, но получали только отписки. Прошло почти пять лет, а утвержденного проекта нет до сих пор.

В марте 2023 года на сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) появились постановления о выкупе участков и домов в СНТ «Мечта», «Нептун» и строящемся рядом коттеджном поселке Конаковского округа. Выкуп должен произойти в рамках реализации проекта «Создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва (участок Крюково (Алабушево) – Обухово)». Шестой этап – строительство участка Новая Тверь – Высоково.

Прошло больше года, а процесс выкупа участков так и не начался. Более того, многие жители даже не получили от Росжелдора бумажных писем о грядущем выкупе. Не начался процесс выкупа и в других населенных пунктах Тверской области, по которым предварительно пройдет ВСМ. Ничего не происходит и в Новгородской области.

А ведь выкуп – долгий процесс. Жители имеют право не согласиться с предложенной стоимостью. Тогда государству придется с ними судиться. Процесс может затянуться на год, а то и больше, а чтобы уложиться в сроки, начать строительство нужно уже сейчас.

Курово или Мигалово?

инфографика РЖДБолее того, неизвестно, где будет расположена станция ВСМ Новая Тверь. В предварительном проекте была обозначена деревня Курово, которая находится почти в 10 километрах от Тверского железнодорожного вокзала.

Выступая 14 марта в прямом эфире телеканала «Россия-24», губернатор Тверской области Игорь Руденя заявил, что прорабатывается вопрос строительства ж/д станции Новая Тверь рядом с микрорайоном Мигалово. Правда, как отметил глава региона, точного решения нет, рассматриваются и другие варианты.

Но в Мигалове военный аэродром, плотная жилая застройка, окружная дорога. Вряд ли там без больших потерь можно расположить путь ВСМ и станцию. Для сноса существующей инфраструктуры потребуются огромные денежные средства. А заказчик трассы сделает все возможное, чтобы не удорожать проект.

Есть справедливые опасения, что строительство ВСМ может превратиться в долгострой, если вообще начнется. В условиях проведения спецоперации и дефицитного бюджета тратить огромные суммы, чтобы в два раза ускорить железнодорожное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом, не очень разумно. Но если государство все же решится реализовать проект, начинать активную стройку нужно уже в 2024 году. «Караван» следит за развитием событий.

Сергей Минин
Сообщение ВСМ дали старт появились сначала на Караван Ярмарка.
Прочитать в источнике