Зачем нужна ВСМ между Тверью и Москвой?

фото: vk.com/sapsan.official4 июня министр транспорта РФ Роман Старовойт презентовал проект высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург в ходе своего выступления в Совете Федерации. Теперь официально известно, что строительство железной дороги, на которое потратят 1,7 трлн рублей, пройдет в два этапа.

На первом этапе ВСМ откроют на участке 127 километров от Москвы до Твери. Это будет экспериментальный участок. Планируется, что ВСМ до Твери будет готова к 2027 году, правда, Роман Старовойт не уточнил, как она будет функционировать. При этом уже к 2028 году планируется довести строительство ВСМ до конца.

Также до сих пор неизвестно, будет ли ВСМ проходить через Тверь или для этого построят новую станцию где-нибудь на окраине города. Весной 2024 года РЖД публиковала дорожную карту будущей ВСМ Москва – Санкт-Петербург, на которой указаны четыре станции в Тверской области – Выползово, Садва, Логовежь, а также Новая Тверь.

В прошлом году Игорь Руденя говорил, что ВСМ может пройти вторым ярусом над существующим вокзалом в Твери, но, кажется, это что-то из произведений Айзека Азимова. Потом весной говорили, что станция будет расположена где-то рядом с микрорайоном Мигалово. На момент написания материала окончательного варианта расположения станции Новая Тверь нет.

Сейчас в информационном пространстве висит тема обсуждения функционирования тестового участка ВСМ от Москвы до Твери. Если что, путь до столицы составит всего 39 минут.

Председатель Союза пассажиров России Кирилл Янков считает, что при запуске участка существующие скоростные поезда «Сапсан» надо перевести на этот участок, что существенно улучшит ситуацию для электричек, которые сейчас простаивают на промежуточных станциях, пропуская «Сапсаны». Идея неплохая, но тогда получается, что около года некоторые «Сапсаны» не будут ходить между Москвой и Санкт-Петербургом, а только между Москвой и Тверью. Или они будут доезжать до Твери, потом переходить на железную дорогу до Санкт-Петербурга и продолжать путь?

«За такой вариант то обстоятельство, что отечественного высокоскоростного поезда не будет к 2027 году точно, а скорее всего, не будет и к 2028-му, – говорит Кирилл Янков. – Против может сыграть схема концессии, по которой высокоскоростные пути не будут принадлежать РЖД, и концессионер (а эти господа редко разбираются в пассажиропотоках) тупо не пустит составы РЖД на свои пути, запустив пустые поезда Москва – Тверь и добирая неполученную выручку от государства».

Такой ход мыслей у эксперта образовался не на пустом месте. Дело в том, что в середине апреля в РЖД заявили, что подписали договор об изготовлении, сертификации и поставке первых двух высокоскоростных электропоездов для ВСМ. Загвоздка в том, что срок исполнения договора – март 2028 года, то есть на год позже, чем запуск ВСМ от Москвы до Твери. Так какие поезда будут курсировать по ВСМ в тестовом режиме?

Наверное, все-таки «Сапсаны», которые откуда-то снимут. Как же быть тем, чей жизненный ритм бьется исходя из расписания «Сапсанов» между Москвой и Санкт-Петербургом? Специально для них 1 июня 2024 года авиакомпания «Россия» запустила программу «Шаттл», в рамках которой самолеты между столицами будут выполнять до 72 рейсов в сутки. Почти 12 тысяч пассажиров могут пользоваться воздушным транспортом ежедневно. Самолеты между Шереметьевом и Пулковом вылетают с интервалом в 15 минут, а между Внуковом и Пулковом – каждые полчаса.

Думаете, это звучит восхитительно? Нет. Вот что действительно поражает воображение, так это то, что, как пишет РБК, «пассажирам авиашаттлов разрешено бесплатно сменить рейс и вылететь другим самолетом. Так, например, можно улететь ближайшим рейсом, если пассажир приехал в аэропорт слишком рано. Среди привилегий также отдельные стойки регистрации и приоритет в зоне досмотра. Цена на тариф является средней между тарифом «эконом» и «оптимум». Так, билеты на ближайшие даты на авиашаттле продаются по цене от 5232 рублей, что незначительно дороже самого дешевого тарифа «эконом лайт». Для сравнения: билеты на «Сапсан» стоят около 7930 рублей при отправлении в дневное время, дешевле 5000 рублей – только ранним утром. Таким образом, авиашаттлы составляют конкуренцию скоростным железнодорожным маршрутам на востребованном направлении».

Тогда получается, что ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом не нужна. И станцию Новая Тверь можно не строить – лучше возвести аэропорт, и будет у нас воздушная электричка до столиц. А там, глядишь, и до Максатихи можно будет на самолете добираться.

Но, понятное дело, поезда пока будут более эффективны с точки зрения логистики, потому что вмещают больше пассажиров. Например, в программе «Шаттл» задействованы самолеты «Суперджет-100», рассчитанные на 98 пассажиров, а для ВСМ готовят поезда на 454 пассажиров, сообщает портал 1520today.ru.

«В первом вагоне сделают купе-переговорную на четыре места, купе-сьют на два места и первый класс, – сообщается в источнике. – Во втором вагоне будет бизнес-класс. Третий, шестой, седьмой и восьмой вагоны будут вагонами комфорт-класса. Наконец, четвертый и пятый будут вагонами класса стандарт».

В общем, посмотрим, что будет. Быть может, экспериментальный режим ВСМ между Москвой и Тверью ограничится лишь техническими и выставочными перевозками, не предназначенными для простых людей. Так что около года железная дорога будет стоять и ждать окончания второго этапа строительства. Когда у нас появится больше информации, мы сообщим вам об этом на страницах газеты, а также на нашем сайте karavantver.ru.

Кирилл Салимов
Сообщение Зачем нужна ВСМ между Тверью и Москвой? появились сначала на Караван Ярмарка.
Прочитать в источнике